Беларыбица

Беларыбица

Еще фотографии

Автобиография

На главную

Cамобытный коллектив, исполняющий русскую и болгарскую музыку в собственной обработке. Важным решением было к чисто аутентичному вокальному составу, ядром которого являются опытные исполнители, в свое время певшие в хоре "Дубинушка" и ансамбле "Емшан", и прекрасно освоившие русскую голосовую традицию, черпающие материал в фольклорных экспедициях, добавить работу инструменталистов - известного фолк-перкуссиониста Петра Сергеева (ранее - "Вилли Винки", "Добраночь", "Laterna Magica" и другие коллективы; в данный момент также - "Chuvakos Krutos") и аккордеонистку Нину Харакоз.
Результат - своеобразен и интересен.

Аранжировка традиционных песен может заинтересовать развитого слушателя, не нацеленного слушать исключительно вокальный коллектив. С другой стороны, живые инструменты, отсутствие цыганской (здесь - о российских цыганах), советской, "блатной" или эстрадной закваски не приводит к неестественности. Зато стало весело и интересно. Однозначно, проект, обернувшийся клубным, стал "ближе к народу", если учитывать, что речь идет о современных городских людях.

Попытки создавать вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие традиционный материал, в нашей стране, к сожалению, редко приводили к удовлетворительным результатам. Причина в большой степени кроется в "оцыганивании" русской музыки, еще в 19 веке, и "осовечивании" фольклора в 20-м.

В результате нарушался нормальный ход развития музыкальной культуры. Она становилась неактуальной и ненастоящей. (В отличии, например, от музыки индейцев, которой 20 век не нанес заметного урона, и, с некоторыми оговорками, кельтской).

А многочисленные "хоровые факультеты" "училищ культуры" плодили сонмы непонятных исполнителей так называемого "академического фольклора". Зачастую причина поступления на факультет банальна - конкурс меньше (множество таких людей отсеиваются и в нашей Консерватории, у Мехнецова, правда как и тех, кто, интересуюясь фольклором, недостаточно подготовлен в муз. теории и гармонии).

При этом интерес у таких людей к аутентичным песням порой отсутствует вовсе. Автор год проработал в "фольклорном театре `Этно`" и наблюдал это лично. Принесенная запись одного из ведущих коллективов данного направления - "Народный праздник" был воспринят "профессионалами" как досадный раздражитель, немедленно подлежащий ликвидации.

Для современного человека словосочетание "русский фольклор" - ругательное, ассоциируещеся с матрешками (кстати, абсолютно нерусское искусство - японское нэцке, появившееся в к.19 века), частушками - (точно так же, поздняя, нетрадиционная культура, характерная для капиталистической, промышленной эпохи), генералами, водкой, медведями и проч. Страх охватывает здоровых людей при виде ужимок бабкиных и кадышевых, и при этом не возникает мысли, что фольклор может воплощаться в других формах.

И бегут все, еще не прилипшие окончательно к телеящикам с "ток-шоу", слушать Гаспаряна и Бреговича, как будто свет на них сошелся клином.
И это можно понять - народная музыка каждой страны обладает в первую очередь, такой ценностью, как неповторимось. И поп, джаз или рок не могут дать того, что содержит только народная культура. Потому и ее воплощения в фолк-музыке и world music так радуют, повторюсь, нормальных, современных людей, а вовсе не только специалистов. При этом в обработках ведущих коллективов можно проследить влияние других направлений - джаза, прогрессивной рок-музыки. Даже танцевальной и "электронной". (Отличный примером слияния с джаз-роком является совместный проект Пола Уинтера и ансамбля Покровского). Во всех случаях, основой должна являться настоящая, нефальсифицированная народная музыка. А обработка - это всего лишь язык. И она вполне может меняться в контексте развития музыкальной культуры. Зачастую, для аранжировки народной музыки одной страны применяют народную же музыку, но других стран.

Балалаечно-баянная же профанация никак не может считаться подходящей для этих целей - она безнадежно устарела, так и не породив "потомства" - особой национальной эстрады, как, к примеру, в Латинской Америке, в частности, Аргентине. Да, существовали знаменитые исполнители и аранжировщики-народники (первую музыкальную школу автор закончил именно по балалайке и исполнял прекрасные обработки Трояновского и других). Но все это так и не стало самостоятельным жанром, заслуживающим международного внимания. Забавно, что именно латиноамериканская музыка возродила какой-то интерес к народным ансамблям - частыми стали квартеты народников, исполняющих произведения А. Пьяццола наряду с классикой и другими ненародными жанрами. Однако это уже не имеет отношения к развитию самой русской музыки.

Потому возникает необходимость притока нормальных, современных людей, действительно серьезно относящихся к своей культуре, так же серьезно занимающихся манерой исполнения, а не формально использующие лишь мелодии и тексты, и предлагающих нам свой взгляд на русскую песню.

Беларыбица - это как раз тот случай. Пока, во всяком случае в Петербурге, нет подобного коллектива, который совмещал бы в себе аутентичность русского вокального ансамбля и и акустические инструментальные аранжировки, при этом не скатываясь ни в чистую "этнику", ни в космополитичный "world music".

Еще фотографии

Евгений Викки, 21.02.04.

На главную - Celtic City Experience

Сайт создан в системе uCoz